Платформа "1С:Предприятие 7.7" стала для фирмы "1С" реализованой мечтой. Очень популярная, стандарт де-факто в нашей стране, она принесла разработчику известность, успех и доверие пользователей. На этой платформе были разработаны решения, используемые до сих пор. Начиная с 1999 года. Уже 15 лет.
Естественно, за это время прогресс в области компьютерной техники измеряется даже не разами, а десятками раз. Вспомните времена Windows 95. Вполне приличным считался объем памяти 128 Мб. Сейчас средний телефон имеет больше. Поистине, 7.7 является шедевром. Ведь даже то, что без шаманских танцев запустить ее на современных операционных системах невозможно, не останавливает некоторых пользователей, и они не просто продолжают использовать ее там, где она работает давно - новые проекты запускаются на 7.7!
Семерка 1С безусловно устарела. Она уже изъята из прайс-листа фирмы "1С", давно не выходят новые конфигурации. Сравнение технических возможностей платформ 7.7 и 8 навевает мысли о сравнении Запорожца и Мерседеса - да, и там и там 4 колеса и двигатель, но...
Попробуем перечислить основные плюсы решений на платформе 8 перед решениями на 7.7:
Минус у "восьмерки" только один, и то условный. Нужно потратить время и переучиться. Условный этот минус потому, что в любом случае рано или поздно переучиваться, да и ценность владения современной системой автоматизации при смене работы отнюдь не нулевая.
Попробуем описать последовательность действий при переходе. Во-первых, нужно сформулировать цели. Глупо звучит? И так все понятно? Не торопитесь. Наиболее частая причина проблем на проектах автоматизации - разное понимание целей участниками проекта. Собственнику нужно понимать, где деньги и куда они уходят, коммерческому директору нужно видеть себестоимость с учетом транспортных расходов, менеджеру по продажам удобную CRM, а системному администратору - чтобы ему не звонили вечером и в выходные. Крайне редко цели всех участников сами собой согласуются и не противоречат друг другу.
Второй этап - исходя из целей выбрать тиражную конфигурацию, наиболее подходящую для вас. Опять же, не торопитесь. Сейчас для каждого вида бизнеса на рынке есть 2-3 подходящих решения. При этом запросто может быть, что одно из них лучше, другое хуже, а третье вообще вам не подойдет. Не ограничивайтесь поиском подходящих названий, почитайте описание и отзывы, посчитайте стоимость лицензий и работ по внедрению, попросите партнера фирмы "1С" устроить вам презентацию "живой" системы. Обратите внимание, что нет прямого соответствия между конфигурациями на 1С:Предприятие 7.7 и 1С:Предприятие 8! Да, "1С:Управление торговлей 8" является "наследником" "1С:Торговля и склад 7.7", но вполне может оказаться, что лучше подойдет "1С:Управление небольшой фирмой". Обязательно спросите про возможность апгрейда! Это может сократить стоимость лицензий до двух раз.
Третье. Выберите партнера фирмы "1С", с которым будете работать. Даже если вы "все сделаете сами", сотрудники 1С:Франчайзи, которые постоянно занимаются этой работой, могут что-то подсказать, уберечь от ошибок, помочь советом. Обращайте внимание не на прошлые заслуги и количество сотрудников в штате, а на способности и отношение к вашим задачам конкретных людей, которые будут с вами работать. Работать с ваим будут 1-2 человека, редко больше. Пожалуй, можно сказать, что выбирать нужно не фирму, а людей.
Четвертое. Подумайте, какой функционал нужно перенести из 7.7, и что при этом в нем должно измениться. Возможно, часть доработок "отвалится" из-за того, что в 8-ке уже в типовой конфигурации это реализовано, пусть немного не так, как вы привыкли. Самый надежный вариант - приобрести лицензии (возможно, не все, а только на 1 р.м.) и смоделировать деятельность вашей компании в тестовой базе. Примите решение, кто будет переносить доработки. На этом этапе вы можете сэкономить деньги и нервы, не пропускайте его.
Пятое. Решите, какие данные нужно импортировать из 7.7, а какие ввести вручную. Если, скажем, справочник номенклатуры вас устраивает, он "рабочий", там нет дублей, и там 4 000 записей - его нужно переносить. Если в справочнике 40 позиций, лучше ввести его вручную, заодно пересмотрев организацию по папкам. Для типовых переходов, например с "1С:Бухгалтерия 7.7" на "1С:Бухгалтерия 8", в типовой конфигурации встроены все нужные механизмы переноса данных, ничего писать не нужно.
Шестое - обучите людей! Не бросайте пользователей по принципу "кто выплывет, тот выплывет". Переход на новую систему должен быть праздником для всех, это не наказание и не проверка профессиональных способностей. Стресс будет в любом случае, уж поверьте, и нужн заранее принимать меры, чтобы он не вылился в конфликты и ненужные увольнения. И уж тем более обидно будет, если при переходе на более совершенную и современную систему автоматизации упадет объем продаж из-за того, что пользователи просто-напросто не умеют работать в новой системе и по каждому вопросу встают в очередь к программисту. Он не резиновый и за всех работать не сможет.
Седьмой и последний пункт. После перехода вернитесь к первому, к целям. Они достигнуты? Что нужно пересмотреть? Автоматизация это процесс, а не продукт. Бизнес меняется, меняется окружение. Вместе с опытом использования системы меняется и ваше отношение к ней.